Экспресс-оценка (аудит) сайта (чек-лист)
Кстати, стоит отметить, что до сих пор у многих компаний в области сайта скрыты существенные резервы повышения эффективности работы. Поэтому вполне логично было бы использовать эти резервы, чтобы увеличить эффективность сайта, как маркетингового инструмента, что поспособствует повышению эффективности компании в целом и улучшению ее финансово-экономического состояния.
Итак, прежде чем заниматься активным продвижением и рекламой сайта (1), нужно провести его экспресс-оценку (аудит). Может оказаться так, что сначала придется реализовать проект по переделке сайта. Вовсе необязательно это должен быть какой-то глобальный проект, но все-таки нужно убедиться в том, что можно вкладывать деньги в продвижение и рекламу сайта, создавая из него эффективный маркетинговый инструмент.
______________
(1) или продолжать этим заниматься, если вы уже тратите деньги на продвижение и рекламу сайта
Сразу нужно обратить внимание на то, что в данном случае под переделкой сайта речь идет не только о технической стороне дела. К тому же в большинстве случаев нужно будет проработать вовсе не технические аспекты сайта.
Да, у сайта должен быть хотя бы минимальный функционал (2), поэтому если у действующей версии сайта его нет, данную проблему нужно устранить.
______________
(2) это требование не распространяется на простой сайт-визитку, но его и не нужно рекламировать и продвигать
На самом деле проект по переделке сайта может быть связан с проработкой таких важных нетехнических аспектов сайта, как цели создания/переделки сайта, концепция сайта (в том числе, стратегия развития, стратегия продвижения и рекламы, стратегия монетизации), компоненты сайта (структура, контент, дизайн и уже вышеупомянутый функционал), юзабилити сайта, план развития, продвижения и рекламы сайта.
Поскольку львиная доля компаний по-прежнему использует самую распространенную стратегию создания и продвижения сайтов, все вышеупомянутые важные аспекты сайта либо вообще не прорабатываются, либо это делается весьма поверхностно. Поэтому мало кто знает какие на самом деле методы используются для продвижения/рекламы сайта и насколько они эффективны, поскольку очень часто все эти функции отдаются на аутсорсинг специализированным компаниям. Эти компании, пользуясь некомпетентностью заказчиков, просто осваивают бюджеты, не принося большой пользе сайту и компании. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Новый способ раскрутки клиентов при раскрутке сайтов».
Если ваша компания, как и многие другие, уже «посажена на иглу» компаниями, оказывающими услуги по продвижению и рекламе сайтов, то вам точно нужно провести экспресс-аудит (оценку) вашего сайта, поскольку с очень большой вероятностью эффективность вашего сайта находится на очень низком уровне. Кстати, вы можете самостоятельно оценить вашего поставщика услуг по продвижению и рекламе сайтов, воспользовавшись рекомендациями, описанными в статье «Услуги по созданию и продвижению сайта: основные признаки «доильного аппарата».
Прежде чем рассмотреть предлагаемую здесь методику экспресс-аудита (оценки) сайта нужно сделать еще одно замечание, касающиеся лэндингов. Если вы по каким-то, лично мне непонятным, причинам вместо нормального сайта создали лэндинг и при этом вкладываете средства в его продвижение и рекламу, то вам можно сэкономить время на экспресс-оценке (аудите) вашего сайта. Вам точно нужно реализовать проект по переделке вашего сайта. Это связано с тем, что лендинги невозможно эффективно продвигать. Можно однозначно утверждать, что создать лэндинг – это значит стать «дойной коровой».
При этом нужно понимать, что в данном случае нельзя ограничиться только технической переделкой сайта. Если у вас сейчас лэндинг, то вам нужно пройтись по всей технологии создания/переделки сайта проекта cpsites.ru. Поскольку у вас лендинг, то скорее всего вы вообще не проработали все важнейшие аспекты сайта, поэтому вам нужно создавать сайт заново.
Итак, прежде чем на системной основе заниматься постоянным развитием, продвижением и рекламой уже действующего сайта, нужно убедиться в том, что нет необходимости в предварительной реализации проекта по переделке (возможно, только частичной) этого сайта. В противном случае время и деньги, затраченные на развитие, продвижение и рекламу сайта, могут быть потрачены очень неэффективно. При этом следует понимать, что затраты времени в данном случае являются более существенными, чем денежные затраты. Упущенное время для продвижения сайта имеет очень большое значение.
С помощью чек-листа, представленного в таблице №1, можно провести экспресс-оценку существующего сайта.
|
|
|
|
|
Цели создания сайта |
Есть ли четкое и конкретное понимание того, для чего был создан сайт? Каковы были конкретные цели создания сайта? Они достигаются? Если нет, то почему и что для этого нужно сделать? |
|
|
Концепция сайта |
Есть ли подробное описание концепции сайта? |
|
|
Стратегия развития сайта |
Есть ли разработанная и утвержденная стратегия развития сайта? Если да, то насколько успешно она реализуется? |
|
|
Стратегия продвижения и рекламы сайта |
Есть ли разработанная и утвержденная стратегия продвижения и рекламы сайта? Если да, то насколько успешно она реализуется? |
|
|
Стратегия монетизации сайта |
Есть ли разработанная и утвержденная стратегия монетизации сайта? Если да, то насколько успешно она реализуется? |
|
|
Компоненты сайта |
Степень проработки компонент сайта |
|
|
Структура сайта |
Насколько продуманной является структура вашего сайта и насколько она соответствует целям его создания? |
|
|
Функционал сайта |
Какой функционал есть у вашего сайта? Покрывает ли он минимальный функционал? |
|
|
Контент сайта |
Есть ли источники уникального контента, которые позволяют его создавать на РЕГУЛЯРНО основе? |
|
|
Дизайн сайта |
Насколько дизайн соответствует целям создания сайта и его концепции, а также современным стандартам? |
|
|
Юзабилити сайта |
Насколько хорошо проработано юзабилити сайта? |
|
|
Мобильная версия сайта |
Есть ли мобильная (или адаптивная) версия сайта? |
|
|
Техническая реализация сайта и его поддержка |
Как технически реализован проект по созданию сайта? Как сейчас осуществляется техническая поддержка сайта? Используется ли одна из распространенных CMS? Есть ли существенная зависимость от внешних исполнителей при технической поддержке сайта? |
|
Итого общий балл: |
|
Получается, что в этом чек-листе нужно оценить шесть параметров. При этом нужно учитывать, что второй и третий параметры являются составными (иерархическими), поэтому их не нужно оценивать. Их итоговая оценка получается путем суммирования оценок их составляющих. То есть, по сути, нужно оценить одиннадцать параметров.
Примечание: при оценке параметра «3.4. Дизайн сайта» и 4 «Юзабилити сайта» желательно, по возможности, привлечь людей, не работающих в компании. Совсем хорошо, если это будут потенциальные клиенты, а не уже действующие, поскольку они уже знают сайт, поэтому он им может быть уже привычен, а значит их оценка дизайна и юзабилити может быть завышена.
Если общий балл будет не меньше 44, то в таком случае можно не заниматься реализацией масштабного проекта по переделке сайта. В таком случае можно ограничиться тем, чтобы проработать те параметры сайта, по которым текущая оценка получилась меньше или равной 3-м баллам. Хотя, возможно, даже и в таком случае лучше все-таки сначала реализовать проект по переделке сайта (не обязательно он должен быть масштабным) и только потом переходить к продвижению и рекламе сайта на системной основе. Нужно учитывать параметры, по которым получится не очень хорошая оценка.
Если общий балл будет меньше 33, то, скорее всего, перед тем как заниматься активным продвижением и рекламой сайта на системной основе, лучше все-таки реализовать проект по переделке сайта.
Примечание: в любом случае для того, чтобы быть уверенным в готовности сайта к системному продвижению и рекламе на регулярной основе, желательно пройтись по технологии создания/переделки сайта, которая очень подробно и детально описана в методике «Создание/переделка сайта». Для этого можно выполнить все задания данной методики. Да, пусть это будет сделано, так сказать, задним числом, но это все равно гораздо лучше, чем вкладывать много времени и денег в развитие, продвижение и рекламу сайта, не подготовленного для эффективной реализации данных мероприятий.
Подробный пример (с комментариями) заполнения чек-листа для экспресс-оценки действующего сайта Компании РиК, а также подробное описание проекта по переделке сайта Компании РиК можно найти в методике методике «Создание/переделка сайта». Что касается продвижения и рекламы сайта Компании РиК, то подробное описание данного процесса можно найти в методике «Продвижение и развитие сайта».
Таким образом, для того чтобы максимизировать эффективность продвижения и рекламы сайта, как маркетингового инструмента, нужно не только использовать технологии продвижения и рекламы сайта проекта cpsites.ru. Перед этим еще следует убедиться в том, что сайт готов к продвижению и рекламе на системной основе. Для этого необходимо провести экспресс-анализ (аудит) действующего сайта и при необходимости реализовать проект по его переделке.