Создание (разработка) сайтов

Александр Карпов, основатель проекта cpsites.ru, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книг для создания и продвижения сайтов, разработчик методик для создания и продвижения сайтов

cpsites.ru

В данном разделе сайта содержится информация, которую можно использовать при разработке вашего сайта (или сайтов). По сути, здесь представлена подробная технология создания сайта. Эту технологию можно очень эффективно использовать и при реализации проекта по созданию сайта, и при выполнении проекта по переделке/улучшению сайта.

На текущий момент времени пока в этом разделе сайта описана технология разработки сайтов, которая была сформирована в результате обобщения только моего опыта создания сайтов. Естественно, что данный опыт нельзя считать всеобъемлющим, а значит и представленная здесь технология проектирования и создания сайтов может нуждаться в доработке. Поэтому я призываю всех, у кого есть опыт в создании сайтов, помочь довести данную технологию до ума, чтобы ей могли воспользоваться все желающие – такие же НЕпрофессионалы как и мы с вами. Пожалуйста, присылайте по электронной почте cpsites@mail.ru свои комментарии, замечания, уточняющие вопросы по данному разделу сайта, а также ваши рекомендации по созданию сайтов. Вся эта информация будет обработана и учтена при улучшении этого раздела сайта.

Нужно сразу обратить внимание на то, что данный раздел сайта может быть полезен и для тех, кто только планирует создать свой сайт, и для тех, у кого уже есть сайт, но он не позволяет достигать тех целей, ради которых он был создан.

При этом вполне возможно проблема даже не в том, что созданный сайт слабо раскручен. Есть такие сайты, которые даже при многократном увеличении трафика не будут давать ожидаемый результат.

То есть посетителей у сайта может стать очень много (например, за счет массированной интернет-рекламы или применения определенных SEO-инструментов), но при этом они не будут осуществлять ожидаемых от них целевых действий (например, заказ продуктов и/или услуг компании).

Первопричиной этой проблемы может быть то, что изначально были допущены стратегические ошибки еще на стадии проектирования сайта и планирования самого проекта по созданию сайта.

Если же проект по разработке сайта был проведен так, как полагается, то сайт может не достигать своих целей именно по причине его очень низкой посещаемости. В таком случае нужно заниматься активным продвижением данного сайта.

Поэтому даже если ваш сайт (или сайты) уже создан, то все равно перед тем как переходить к изучению раздела "Продвижение сайтов" рекомендуется внимательно изучить материалы, представленные в данном разделе сайта. Это позволит вам оценить, насколько эффективно был реализован проект по созданию вашего сайта.

Вполне возможно, что после такой оценки вы придете к выводу о том, что перед тем как целенаправленно заниматься продвижением сайта его необходимо переделать. При этом могут потребоваться существенные изменения, которые должны привести к улучшению сайта.

Следует сразу отметить, что создание и продвижение сайтов в некоторых случаях могут быть напрямую взаимосвязаны. Например, одним из самых эффективных способов продвижения сайта является создание уникального контента. А для создания такого контента может использоваться форум.

Разработка форума для сайта – это один из этапов создания сайта, но он будет напрямую влиять и на его продвижение. Если форум получится неудобным для посетителей сайта, то они не будут им пользоваться, а значит, и не будут генерировать тот самый уникальный контент, который существенны образом способствует продвижению сайта.

Итак, в данном разделе сайта достаточно подробно от начала и до конца расписана вся последовательность действий (пошаговая технология), которую нужно реализовать, чтобы создать сайт, позволяющий добиваться тех целей, ради которых он создавался.

В принципе всю эту цепочку можно реализовать полностью самостоятельно, а можно для каких-то этапов (или даже для всего проекта) привлекать сторонних исполнителей.

Только нужно сразу предупредить об одной очень распространенной ошибке, которую допускают те, кто занимаются созданием своего первого сайта. Даже если вы будете привлекать внешнего подрядчика на весь проект по разработке вашего сайта, то это вовсе не значит, что от вас не потребуется никакого участия.

Ваше участие будет необходимо как минимум на стадии разработки технического задания (ТЗ) и контроля исполнения проекта. Если же вы хотите не просто создать сайт, но и сделать его раскрученным, то ваше участие потребуется и на стадии создания контента. Конечно, и эту функции можно спихнуть на внешнего исполнителя (например, на копирайтеров), но такой подход, по моему мнению, не является эффективным.

Таким образом, в соответствии с представленной здесь технологией, основными этапами проекта по созданию (разработке) сайта являются (см. Рис. 1):
  • Фаза 1. Подготовительная стадия (планирование проекта и проектирование сайта).
         - Этап 1. Планирование проекта по созданию* сайта и подготовка к его реализации.
         - Этап 2. Проектирование сайта.
  • Фаза 2. Формирование сайта и подготовка к его запуску.
         - Этап 3. Создание (написание) контента для сайта.
         - Этап 4. Техническое создание сайта (написание кода для нового "движка" сайта или настройка CMS-системы – использование уже разработанного "движка" для сайта).
         - Этап 5. Наполнение сайта контентом.
         - Этап 6. Тестирование сайта (проверка работоспособности).
  • Фаза 3. Начало работы и определение плана дальнейшей работы по развитию и продвижению сайта.
         - Этап 7. Запуск сайта.
         - Этап 8. Подготовка плана развития и продвижения сайта.

    * на самом деле описанная здесь последовательность действий подходит и для тех, кто хочет существенным образом улучшить уже действующий сайт.

    Рис.1. Основные этапы проекта по созданию (разработке) сайта

    Основные этапы проекта по созданию (разработке) сайта

    Примечания:
  • для многих из тех, кто впервые занимается разработкой сайта, первый этап проекта считается чистой формальностью или им (а зачастую и вторым этапом тоже) даже вообще пренебрегают, полагая, что в нем вообще нет никакого смысла. Это очень распространенная ошибка вообще во всех проектах, а не только в тех, что связаны с созданием сайтов. Кстати, первый этап вместе со вторым может занимать половину или даже больше от всего времени реализации проекта по созданию сайта и это абсолютно нормально. Более того успех всего проекта во многом зависит от того как был выполнен этап планирования проекта и подготовки к его реализации, а также этап проектирования сайта. Затраты на последующую возможную переделку сайта также очень существенно зависят от первого и второго этапов проекта, хотя в не меньшей степени они могут зависеть и от четвертого этапа проекта (техническое создание сайта).
  • третий и четвертый этапы проекта по созданию сайта можно выполнять параллельно, т.к. это позволит сократить общее время реализации проекта по созданию сайта. Правда, если эти этапы полностью делать самому, то в это время нагрузка резко увеличивается, но если четвертый этап выполняет кто-то другой (например, внешний подрядчик), то такое распараллеливание работ является вполне логичным решением.
  • регистрацию домена для сайта можно произвести как можно раньше, чтобы никто не успел занять понравившееся вам имя, если уже появились идеи по названию сайта, а можно и оставить на потом (вплоть до седьмого этапа, но не позже) т.к. интересные идеи могут появиться и уже в процессе работы над сайтом.

    Нужно обратить внимание на еще один важный практический аспект создания сайтов. Ни в коем случае при создании сайтов не следует бросаться в крайности.

    Одна крайность – это когда вообще практически нет никакого планирования проекта и подготовки к разработке сайта, четкого проектирования сайта, продумывания всех важных моментов и т.д. При таком подходе просто выбирается компания, которая занимается созданием сайтов, и считается, что она сама проделает всю необходимую работу. В результате, конечно же, что-то может получиться, но никакого толку от этого "что-то" не будет.

    Другая крайность – это когда к подготовке и реализации данного проекта наоборот подходят очень скрупулезно. Пытаются продумать абсолютно все мелочи. Кроме того, появляется очень большое количество идей, связанных с тем, что из себя должен представлять сайт и как его нужно дальше развивать.

    В итоге стадия планирования проекта и проектирования сайта может очень сильно затянуться. Время будет идти, а сайт все никак не будет появляться.

    Очевидно, что оба этих подхода ни к чему хорошему не приведут.

    На практике нужно выбрать какой-то промежуточный вариант. Это значит, что с одной стороны, естественно, должно быть четкое планирование всего проекта, должна быть проведена работа по проектированию сайта и далее по всей цепочке.

    Но если при этом будут возникать ситуации, когда не будет полной уверенности в том, что нужно поступить именно так, а не иначе (т.е. будет как минимум две идеи, например, по структуре сайта или по реализации какого-то раздела сайта), то в таком случае все-таки необходимо принимать решение и делать это как можно быстрее.

    То есть нужно стараться не затягивать проект, а запускать сайт как можно скорее. Конечно же, при этом концепция самого сайта должна быть готова, но очень часто нет четкой, полной и детальной картинки и запуск проекта может все время откладываться. Это неправильно. Я сам уже не раз наступал на эти грабли.

    Пусть первая версия сайта будет представлять собой простой "пятистраничный" сайт, но ТОЛЬКО ПРИ ЭТОМ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ о том, что теперь его нужно регулярно развивать в соответствии с концепцией, а также планом развитии и продвижения сайта.

    Этот план может заключаться, например, в том, что у сайта должна появляться хотя бы одна новая страничка в неделю, причем желательно в одно и то же время. Это нужно делать для того, чтобы "приучить" поисковые системы к определенному режиму работы.

    Если четко придерживаться такого регулярного графика обновления сайта, то поисковые системы будут быстрее индексировать новые страницы сайта.

    При этом по мере такого планомерного расширения сайта, концепцию этого ресурса и его развития уже можно уточнять и совершенствовать.

    Очень важно, чтобы сайт быстрее заработал, т.к. чем он моложе, тем сложнее его продвигать. Поэтому лучше придерживаться такой постепенной, но регулярной стратегии развития сайта. Ведь если сайт уже запущен, то это будет стимулировать действовать быстрее, т.к. нужно будет выполнять определенный режим обновления сайта.

    Таким образом, седьмой этап проекта по созданию сайта (запуск сайта) лучше начинать как можно быстрее, если, конечно же, уже проработаны все важные составляющие технологической цепочки.

    Речь идет вот о чем. Можно очень долго проектировать сайт, долго готовить большой объем контента и потом все это сразу разместить в интернете. А можно создать некоторую основу (ядро сайта) и сразу же опубликовать его в интернете, а затем постепенно заниматься развитием сайта.

    Как показывает практика, второй подход лучше как с точки зрения разработки, так и продвижения сайта.

    Кстати, этот сайт я запускал в соответствии с такой же стратегией. Первая версия данного сайта, размещенная в интернете, имела всего лишь шесть страниц. Но затем, после того как эти странички были проиндексированы поисковыми системами, я стал четкого придерживаться плана по регулярному обновлению сайта – раз в неделю примерно в одно и тоже время добавлял как минимум одну новую страницу.

    В завершении рассмотрения представленной здесь технологии создания сайта нужно обратить внимание на то, что в процессе развития сайта, возможно, придется не один раз пройтись по всей технологической цепочке: от планирования проекта до запуска сайта (в данном случае это будет уже перезапуск новой версии сайта) и подготовки плана его дальнейшего развития и продвижения.

    В данном случае речь идет о какой-то существенной переработке сайта. Тогда действительно лучше применять проектный подход. Если же изменения сайта не являются очень существенными, то их можно реализовывать на процессной основе.

    Например, добавление нового контента – это достаточно простая работа, которая не требует существенной переработки самого сайта. А вот добавление какого-то нового сложного функционала может потребовать значительных изменений сайта.

    Хотя опять-таки многое здесь зависит от возможностей CMS-системы, используемой для разработки и поддержания работы сайта. Может оказаться так, что новый функционал сайта поддерживается CMS-системой, просто вы этими возможностями раньше не пользовались.

    Еще одним фактором, определяющим существенность изменений сайта, является его цели, т.е. то ради чего он разрабатывается. Цели должны прорабатываться на самом первом этапе проекта (планирование).

    Итак, следование описанной здесь технологии создания сайта позволит создать действительно эффективный сайт. Но не стоит забывать о том, что работа на этом не заканчивается. Закончился только проект по разработке сайта. Теперь нужно будет системно, на регулярной основе заниматься продвижением сайта.


    Если у Вас есть интересные материалы по созданию сайтов, которыми вы бы хотели поделиться с посетителями данного сайта, то вы можете прислать их по электронной почте cpsites@mail.ru. Данная информация будет обработана и учтена при улучшении технологии разработки сайтов, представленной в этои разделе.

    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта


    Это форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием/улучшением, продвижением и развитием сайтов. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    + 52 = 57