Основные термины, используемые при создании и продвижении сайтов > Концепция сайта

Концепция сайта

Александр Карпов, основатель проекта cpsites.ru, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книг для создания и продвижения сайтов, разработчик методик для создания и продвижения сайтов

Концепция сайта – это важнейший элемент интернет-ресурса, определяющий его суть и дальнейшую стратегию развития. Концепция сайта ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть ТЩАТЕЛЬНО проработана при реализации проекта по созданию сайта или проекта по переделке/улучшению сайта.

Концепцию сайта нужно разработать в ходе выполнения первого этапа проекта – «Планирование проекта по созданию/переделки сайта и подготовка к его реализации».

Честно говоря, я сам далеко не сразу понял важность концепции сайта, что привело к стратегическим ошибкам, из-за которых я, мягко говоря, понес большие и ненужные затраты, а также потерял значительную часть прибыль, которую мог бы получить. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Мой опыт создания и продвижения сайтов».

Первый раз о важности концепции сайта и необходимости ее разработки я услышал в 2000-м году, когда компания, в которой я тогда работал, искала исполнителя для разработки новой версии своего сайта. Один из исполнителей во время презентации проекта говорил, в том числе, о концепции сайта.

Тогда моя реакция на услышанное была негативной. Я искренне был уверен в том, что нас просто дурят для того, чтобы искусственно усложнить проект со созданию/переделке сайта и необоснованно раздуть бюджет создания/переделки сайта. Такого же мнения придерживались и все остальные сотрудники компании.

Только через 10 лет я пришел к выводу о том, что я тогда очень сильно ошибался. Для того, чтобы сайт стал по-настоящему эффективным маркетинговым инструментом, обязательно нужно очень тщательно проработать концепцию сайта, да и вообще четко следовать технологии создания сайта проекта cpsites.ru. Следование данной технологии, а также технологии продвижения сайта проекта cpsites.ru поможет очень существенно увеличить эффективность сайта.

Стоит отметить, что эффективный сайт способствует повышению эффективности компании в целом и улучшению ее финансово-экономического состояния (в т.ч. увеличению прибыли). Достаточно часто именно в области сайта скрыты большие резервы повышения эффективности компании. Но для того, чтобы эти резервы вскрыть, необходимо использовать технологии проекта cpsites.ru, а не следовать самой распространенной стратегии создания и продвижения сайтов, которую до сих пор используют почти все компании.

Кстати, это говорит о том, что сейчас есть отличная возможность значительно повысить эффективность своего сайта и существенно обогнать конкурентов по его ключевым показателям (от которых зависит и эффективность компании в целом), если использовать технологии проекта cpsites.ru. Пока это делают только самые продвинутые владельцы бизнесов и руководители компаний (см. статью Татьяны Жданковой (генеральный директор издательства «Москва»), которая называется «Сайт – важнейший маркетинговый инструмент современной компании»).

Итак, концепцию сайта необходимо разработать на основе:
  • корпоративной стратегии компании/проекта;
  • маркетинговой стратегии компании/проекта;
  • целей создания/переделки сайта.

    Примечание: для разработки и реализации стратегии компании можно использовать методики и технологии, подробно описанные в книге «Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса» и книге «Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании», а также в методике «Стратегическое управление предприятием». Для разработки маркетинговой стратегии компании можно использовать методики и технологии, описанные в книге «Маркетинг: стратегия, анализ, реклама и продвижение».

    Цели создания/переделки сайта в свою очередь также разрабатываются на основе корпоративной и маркетинговой стратегии компании.

    Необходимо очень внимательно продумать и четко определить цели создания/переделки сайта, поскольку от этого в дальнейшем будет очень многое зависеть, в том числе, успешность проекта и будущая эффективность сайта, как маркетингового инструмента.

    Для лучшего понимания целей, помимо формулировки, можно зафиксировать подробные комментарии к каждой цели. Как минимум нужно сформулировать цели для первой версии сайта. Помимо этого, можно заранее на будущее набросать идеи по перспективным целям сайта, к которым нужно будет стремиться после выполнения определенных условий. Желательно прописать четкие критерии выполнения всех этих условий, после чего можно будет поставить новые цели уже по развитию сайта.

    Начинать проработку концепции сайта нужно с определения основной идеологии создания и развития сайта. Данная идеология будет базой будущего сайта (или новой версии сайта, если речь идет об уже работающем интернет-ресурсе, который требуется переделать).

    Концепция сайта должна содержать следующие разделы (см. Рис. 1):
  • основные требования к сайту (ожидания от сайта);
  • стратегия развития сайта;
  • стратегия продвижения и рекламы сайта;
  • стратегия монетизации сайта.

    Рис. 1. Состав концепции сайта

    Состав концепции сайта

    Для успешного и эффективного выполнения любого проекта перед его выполнением, помимо формулирования его целей, нужно четко зафиксировать все результаты и критерии его успешного выполнения. Цели проекта должны быть сформулированы перед разработкой концепции сайта. Основным результатом является сам сайта. Поэтому теперь нужно зафиксировать основные критерии успешного выполнения проекта (они же являются требованиями к сайту). Если эти требования будут выполнены, то можно будет считать, что проект по разработке/переделке сайта выполнен успешно.

    Поэтому следует очень внимательно подходить к формулировке основных требований к будущему сайту. Для лучшего понимания требований, помимо формулировки, лучше еще зафиксировать и подробные комментарии к каждому требованию.

    После определения требований (критериев) к сайту до начала активных действий по его разработке/переделке нужно добиться четкого понимания того, как в будущем должен развиваться сайт, каких принципов при этом нужно будет придерживаться, на какие ключевые факторы обращать внимание и т.д.

    Это значит, что должна быть четко сформулирована стратегия развития сайта. Для лучшего понимания каждого элемента стратегии, помимо формулировки, рекомендуется зафиксировать подробные комментарии к каждому пункту стратегии развития сайта.

    Помимо стратегии развития необходимо тщательно продумать четкую стратегию продвижения и рекламы сайта. В противном случае затраты и на создание сайта, и на продвижение/рекламу могут не принести ожидаемого эффекта. Сайт не станет эффективным маркетинговым инструментом.

    Таким образом, при разработке стратегии продвижения и рекламы сайта необходимо учитывать:
  • корпоративную стратегию компании/проекта;
  • маркетинговую стратегию компании/проекта;
  • цели создания сайта;
  • стратегию развития сайта.

    Для успешного и эффективного продвижения и рекламы сайта следует определиться с основными (стратегическими) принципами, которым нужно будет четко следовать в будущем.

    При разработке стратегии продвижения и рекламы сайта очень важно уделять внимание стратегическим методам. Если сосредоточится только на оперативных методах (1), то эффективность продвижения и рекламы сайта будет очень низкой. О том, как максимизировать эффективность продвижения и рекламы сайта, можно прочитать в статье «Эффективное продвижение/раскрутка и реклама сайта».

    _____________
    (1) этого очень хотят все игроки рынка продвижения и рекламы сайтов: компании, оказывающие соответствующие услуги, поисковые системы и социальные сети (см. статью «SEO-агентства (продвижение сайтов) vs поисковики (контекстная реклама) vs соцсети (SMM)»). Им всем крайне выгодно, чтобы как можно больше сайтов было подключено к их «доильным аппаратам», ведь при этом их прибыль будет максимальной (правда, при этом эффективность сайтов будет минимальной, но это их мало волнует). Они не заинтересованы в том, чтобы для продвижения и рекламы сайта использовались стратегические методы, поскольку, во-первых, никакой прибыли они от этого не получают, а, во-вторых, в будущем для продвижения и рекламы таких сайтов оперативные методы будут использоваться во все меньших объемах, что будет только снижать прибыль игроков данного рынка. Они заинтересованы в максимальном раздувании бюджета продвижения сайта.

    В общем, необходимо четко сформулировать стратегию (основные принципы) продвижения и рекламы сайта. Эта стратегия должна быть положена в основу плана мероприятий по продвижению и рекламе сайта, который должен быть подготовлен на последнем этапа проекта – подготовка плана развития и продвижения сайта. Для лучшего понимания каждого элемента стратегии, помимо формулировки, можно зафиксировать подробные комментарии к каждому пункту стратегии продвижения и рекламы сайта.

    Еще одним важнейшим элементом концепции сайта является стратегия его монетизации, поскольку она определяет основные направления, которые позволят зарабатывать деньги с помощью сайта.

    Поэтому обязательно нужно проработать и стратегию монетизации сайта. Для лучшего понимания каждого элемента стратегии, помимо формулировки, рекомендуется зафиксировать подробные комментарии к каждому пункту стратегии монетизации сайта.

    Примечание: очень подробное описание нескольких примеров концепций сайтов можно найти в методике «Создание/переделка сайта».

    Итак, концепция сайта имеет важнейшее значение для его будущего, как маркетингового инструмента. Если у вас нет четкой и детально проработанной концепции сайта, не нужно переходить к следующим этапам проекта и вкладывать финансовые ресурсы в продвижение и рекламу сайта. Используйте smart-подход для максимизации эффективности вашего сайта, что обязательно внесет свой положительный вклад в повышение эффективности и прибыли компании.


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    20 − 19 =