Статьи > Раздел "Организация работы по созданию и продвижению сайтов" > Проект по созданию сайта

Проект по созданию сайта

Александр Карпов, основатель проекта cpsites.ru, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книг для создания и продвижения сайтов, разработчик методик для создания и продвижения сайтов

В некоторые случаях создание бизнеса и создание сайта – это почти одно и то же, если бизнес, по сути, и представляет собой сайт – например, какой-то онлайн-сервис. Но в большинстве случаев создание сайта – это все-таки отдельный проект развития, который, как и любой проект, должен быть реализован в соответствии с технологией управления проектами, которая описана в книге «Управление проектами».

Я не утверждаю, что сайт очень нужен абсолютно для всех компаний и всех типов бизнеса. Но если сайт действительно может быть эффективным маркетинговым каналом продвижения, а может быть и продаж, то к проекту развития по созданию сайта нужно подойти очень ответственно.

Перед тем, как рассмотреть проект по созданию сайта, нужно обратить внимание на взаимосвязь и отличие создания сайта и его последующего продвижения. Дело в том, что продвижение сайта и затраты на продвижение и рекламу сайта зависят о того, как будет реализован проект по созданию сайта. Необходимо помнить о том, что создание/переделка сайта – проект, а продвижение сайта – процесс.

Таким образом, основными этапами проекта по созданию (разработке) сайта являются (см. Рис. 1):
  • Фаза 1. Подготовительная стадия (планирование проекта и проектирование сайта).
         - Этап 1. Планирование проекта по созданию* сайта и подготовка к его реализации.
         - Этап 2. Проектирование сайта.
  • Фаза 2. Формирование сайта и подготовка к его запуску.
         - Этап 3. Создание (написание) контента для сайта.
         - Этап 4. Техническое создание сайта (написание кода для «движка» сайта или настройка CMS-системы – использование уже разработанного «движка» для сайта).
         - Этап 5. Наполнение сайта контентом.
         - Этап 6. Тестирование сайта (проверка работоспособности).
  • Фаза 3. Начало работы и определение плана дальнейшего развития и продвижения сайта.
         - Этап 7. Запуск сайта.
         - Этап 8. Подготовка плана развития и продвижения сайта.

    Рис.1. Основные этапы проекта по созданию (разработке) сайта

    Основные этапы проекта по созданию (разработке) сайта

    Примечание: на самом деле описанная здесь последовательность действий подходит и для тех, кому нужно реализовать проект по переделке сайта. Масштабность такого проекта может быть разной. В каких-то случаях нужно будет существенным образом улучшить уже действующий сайт, а в каких-то - проработать определенные важные аспекты. Причем во втором случае речь может идти не о технической переделке сайта, а, например, о проработке концепции сайта. Для оценки масштабноси изменений сайта можно провести экспресс-оценку (аудит) сайта, заполнив соответствующий чек-лист.

    К сожалению, в подавляющем большинстве случаев создание сайта рассматривается как чисто технический проект. Из-за того, что проекты по созданию сайтов очень часто реализуются через всем известное место, то в дальнейшем это приводит к очень раздутым бюджетам продвижения таких сайтов и очень низкой эффективности сайта (1), что, естественно, только ухудшает финансово-экономическое состояние компании.

    ______________
    (1) следует отметить, что практически у всех компаний есть большие резервы повышения эффективности в области сайтов, которые стоит использовать, что внесет свой вклад в создание по-настоящему эффективной бизнес-машины. Наличие таких резервов обусловлено тем, что подавляющее большинство компаний до сих пор использует самую распространенную стратегию создания и продвижения сайтов, что приводит к низкой эффективности сайта, как маркетингового инструмента компании.

    Честно говоря, я и сам, когда создавал свой первый бизнес (консалтинговая компания), можно сказать не очень ответственно отнесся к созданию сайта, что привело в моем случае к очень большой упущенной выгоде и ненужным затратам. Мне потом пришлось потратить много времени на то, чтобы исправить ошибки, допущенные мною при создании первых сайтов. Подробнее об этом можно прочитать в статье "Мой опыт создания и продвижения сайтов".

    С примером правильного отношения к проекту по созданию сайта можно ознакомиться в статье Татьяны Жданковой (генеральный директор издательства "Москва") – "Сайт – важнейший маркетинговый инструмент современной эффективной компании".

    Итак, несмотря на активное развитие соцсетей и видеоблогов, сайт по-прежнему может быть очень эффективным каналом продвижения/продаж для многих компаний. Поэтому проект по его созданию (или по переделке уже имеющегося сайта) лучше реализовывать по рассматриваемой здесь схеме (см. Рис. 1).

    У меня, конечно, нет точной статистики (вряд ли она у кого-то есть), но я уверен, что более 95% (если не 99%) проектов по созданию сайтов проскакивают первую (подготовительную) стадию. Опять-таки это связано с тем, что многие считают создание сайта чисто технической, можно даже сказать стандартной, работой. Поэтому почти никто особо не заморачивается. Просто находят исполнителя, что-то ему говорят (без какого-то четкого ТЗ), а потом иногда еще и остаются недовольными тем, что в итоге получилось.

    Первым этапом должно быть планирование проекта по созданию сайта и подготовка к его реализации (см. Рис. 1). То есть по классике проект должен начинаться с планирования. Первое с чего нужно начать – определение целей создания сайта. Как это не смешно звучит, но большинство из тех, кто создают сайты (имеется в виду не техническая работа), не знают зачем они это делают. А ведь от целей очень сильно зависят все последующие этапы проекта по созданию сайта, а также процесса по его продвижению и дальнейшему развитию.

    Затем нужно определиться с концепцией сайта, которая включает в себя основные требования к сайту (ожидания от сайта), стратегию развития сайта, стратегию продвижения сайта и стратегию монетизации сайта (для коммерческих интернет-проектов).

    Последнее, что нужно сделать на первом этапе, – это составить план проекта по созданию сайта. Вообще-то на данном этапе можно будет составить только предварительный план проекта, потому что еще не выполнен второй (важнейший) этап – проектирование сайта. Но все же лучше уже сейчас сделать хоть какие-то наброски к плану.

    В рамках второго этапа проекта нужно продумать все компоненты (составляющие) сайта: структурная, функционально-техническая (движок), контентная (содержательная), дизайнерская. Также нужно подумать над юзабилити сайта (определяет степень удобства для пользователей).

    Затем нужно будет разработать техническое задание на разработку сайта и уточнить план проекта. На данном этапе можно будет уже очень детально проработать этот план. Теперь можно еще подготовить и бюджет создания сайта. Можно считать, что на этом этапе завершается окончательное планирования проекта развития по созданию сайта.

    Затем можно распараллелить выполнение двух этапов: создание (написание) контента для сайта и техническое создание сайта (см. Рис. 1).

    На самом деле, конечно же, речь идет о том, что в рамках третьего этапа нужно будет создать только первоначальный контент для сайта. У только что созданного сайта может быть всего «пять» страничек, но при этом он должен постоянно увеличиваться. Поэтому желательно сразу же продумать основные источники уникального контента, потому что это очень важно для дальнейшего развития и продвижения сайта. Не будет развития контента – не будет развития и продвижения сайта. Для максимизации эффективности сайта нужно использовать контентную стратегию продвижения.

    В рамках четвертого этапа необходимо технически создать сайт. Как и в случае с контентом, речь идет о техническом создании первой версии сайта. Понятно, что, например, функционал у первой версии сайта может быть минимальным, но по мере его продвижения должен увеличиваться и функционал. На данном этапе не требуется какого-то активного участия всех тех, кто обязательно должен быть задействован во всех предыдущих этапах, а также на последнем (восьмом этапе). То есть этот этап может быть реализован техническими специалистами: сотрудниками компании или внешними исполнителями.

    Кстати, что касается ВРГ (временная рабочая группа) проекта по созданию сайта, то в зависимости от масштаба компании в ее состав могут входить: собственники бизнеса, генеральный директор, директор по развитию и специалисты его службы, директор по маркетингу и специалисты его службы, а также технические специалисты (внутренние или внешние).

    Создавать сайт лучше с использованием определенной CMS (Content Management System – система управления контентом сайта), которую, естественно, нужно выбрать (сейчас их очень много). Если нет необходимости в создании какого-то уж очень навороченного (с технической точки зрения) сайта, то, по моему мнению, лучше использовать Word Press. Это достаточно простая и дешевая CMS. Причем для первой версии сайта она вообще будет бесплатной. По мере развития сайта можно столкнуться с техническими ограничениями бесплатной версии и тогда нужно будет при необходимости подключать платные опции.

    Следующий этап (наполнение сайта контентом), пожалуй, является самым простым во всем проекте по созданию сайта. Его могут полностью автономно выполнить технические специалисты. Впрочем, если речь идет о стартапе в микро или малом бизнесе, то данную функцию может выполнить кто-то из ВРГ при поддержке со стороны технического специалиста. Например, вышеупомянутой CMS не так уж и сложно пользоваться. Функционал этой системы (по крайней мере тот, который понадобится для первой версии сайта) можно достаточно быстро освоить.

    В шестом этапе (тестирование сайта) желательно участие вообще всех сотрудников компании. Чем больше людей будет задействовано в данном этапе, тем с большей вероятностью можно будет обнаружить ошибки или недоработки в сайте, если они, конечно, есть.

    Седьмой этап (запуск сайта) тоже является чисто техническим, как и наполнение сайта контентом. В рамках данного этапа нужно просто все технически грамотно установить и настроить на сервере хостинг-провайдера.

    Последний (восьмой) этап является очень важным, поскольку от него сильно зависит будущее сайта, а значит и то, можно ли будет с его помощью достичь целей его создания. Наброски к этому плану могли появиться и на первом, и на втором этапах, но теперь нужно разработать более четкий и детальный план. Как выше уже было отмечено, создание сайта – это только начало большой работы, которую теперь придется выполнять постоянно, чтобы получать нужный результат от сайта.

    Примечание: подробное описание проекта по созданию (разработке) сайта можно найти книге «Создание и продвижение сайтов. НЕпрофессионал для НЕпрофессионалов», а очень подробное – в методике "Создание/переделка сайта".


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу cpsites@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием/улучшением, продвижением и развитием сайтов. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    + 86 = 91