Статья Александра Карпова "Поведенческие факторы сайта"




Статьи > Раздел "Технические аспекты создания и продвижения сайтов" > Как выбирать и оценивать хостинг-провайдера

Как выбирать и оценивать хостинг-провайдера

Александр Карпов, руководитель открытого проекта cpsites.ru, автор книги "Создание и продвижение сайтов. НЕпрофессионал для НЕпрофессионалов"

Для того чтобы сайт работал и был доступен из любого точки планеты нужно не только зарегистрировать (и регулярно продлевать регистрацию) доменное имя, но и где-то физически размещать файлы сайта. Предоставление такой возможности и называется хостингом (или услугами хостинга).

Проще говоря, это услуги по предоставлению в аренду дискового пространства на сервере хостинг-провайдера. Поэтому выбор хостинг-провайдера чем-то похоже на выбор помещения в аренду.

На самом деле, конечно же, не все так просто. Выбирая хостинг-провайдера, вы не просто выбираете сервер, но и все сопутствующие возможности и услуги, которые предоставляются клиентам хостинга.

В названии данной статьи упоминается не только о выборе, но и об оценки хостинг-провайдера. К сожалению, очень сложно сразу проверить все важные параметры хостинга. О некоторых их них можно узнать только в процессе работы.

Поэтому нужно не только оценивать хостинг-провайдера при выборе, но и регулярно оценивать его работу. В случае, если эта оценка будет ухудшаться, то лучше подыскивать себе нового хостинг-провайдера.

Я для себя определил следующие критерии выбора и оценки хостинг-провайдера:
  • высокое место в рейтинге хостинг-провайдеров;
  • возможность оплаты услуг хостинга по безналу с юридического лица;
  • круглосуточная техническая поддержка и скорость реакции на обращения;
  • бесперебойность работы сервера хостинг-провайдера и скорость устранения неполадок;
  • удобство регистрации сайтов и работы с ними;
  • технические особенности сервера хостинг-провайдера.

    Высокое место в рейтинге хостинг-провайдеров

    Информацию о рейтинге хостинг-провайдеров очень легко найти в интернете. За местом в рейтинговой таблице нужно регулярно следить. Естественно, не каждый день, но время от времени нужно мониторить рейтинг хостинг-провайдера.

    Существует общая тенденция, которая характерна для любых компаний, а не только для хостинг-провайдеров. Я об этом знаю, поскольку уже давно (с 1995 года) работаю консультантом по управлению и мне приходилось изучать, как работают и развиваются многие компании.

    Я не утверждаю, что так происходит абсолютно со всеми компаниями, но данная тенденция очень четко прослеживается. Речь идет о том, что очень часто по мере роста компании падает качество ее услуг. Причем чем быстрее растет компания, тем хуже становится качество ее услуг. Поэтому я очень настороженно отношусь к очень динамичному росту хостинг-провайдеров.

    Возможность оплаты услуг хостинга по безналу с юридического лица

    Безусловно, это не дает 100%-й гарантии "чистоты" хостинг-провайдера. В нашей стране, как говориться, "кинуть" могут и по официальным документам. Но все-таки я как-то настороженно отношусь к тем, с кем нельзя официально работать по безналу.

    Кроме того, это просто не удобно с финансовой точки зрения – затраты регистрацию/продление доменов и на хостинг нельзя считать официальными затратами и на их величину уменьшать налогооблагаемую базу.

    Еще один момент. Несомненно, я не собираюсь ни с кем судиться, но кто его знает, что может быть в будущем. Ведь может оказаться так, что из-за ухудшившегося качества услуг будет нанесен серьезный урон одному (или сразу всем) из моих интернет-проектов. В таком случае и претензии-то предъявить нельзя будет. Хотя в нашей стране, даже имея официальные договора, можно в суде не доказать своей правоты.

    В общем, данный критерий на самом деле является спорным, но я все-таки его учитываю при выборе хостинг-провайдера.

    Круглосуточная техническая поддержка и скорость реакции на обращения

    Кому-то может показаться, что круглосуточная техподдержка – это какое-то излишество. В действительности, это очень важная опция. Дело в том, что, как правило, все существенные изменения на сайте производятся поздно вечером или ночью. Оно и понятно, ведь пользователи сайта не должны замечать временные сбои в работе сайта, которые могут быть при существенных изменениях.

    При таких изменениях не редко возникают проблемы, которые нужно устранить. Поэтому если есть возможность получать техническую поддержку круглосуточно, то это, несомненно, является большим плюсом.

    На самом деле такая потребность может возникать и при не очень серьезных изменениях на сайте. Скорость реакции на обращения важна и при возникновении сбоев в работе сайта. Если с сайтом возникли проблемы в вечернее время, то он до утра может не функционировать, что, безусловно, отрицательно сказывается на продвижении сайта.

    Бесперебойность работы сервера хостинг-провайдера и скорость устранения неполадок

    Безусловно говорить о 100-% бесперебойности не приходится. Во-первых, все хостинг-провайдеры периодически проводят плановые работы, связанные с улучшение работы сервера. Во-вторых, могут возникать различные внеплановые ситуации, которые могут приводить к возникновению сбоев в работе сервера.

    Основная проблема может заключаться в не том, что подобные ситуации возникают, а в том, что они очень долго решаются. Поэтому важно учитывать не только частоту возникновения неполадок, но и скорость их устранения.

    Почему данный фактор является очень важным? Если не работает сервер, то не работает и ваш сайт (или сайты). То есть его не видят пользователи и что еще более важно его не видят роботы поисковых систем.

    Несомненно, нет ничего хорошего в том, что кто-то из людей зашел на ваш сайт, а он не работает. Но гораздо хуже когда ваш сайт не видят роботы. Если ваш сайт не могут открыть люди, то в худшем случае вы потеряете только тех людей, которые пытались открыть сайт во время неполадок на сервере.

    Если же ваш сайт не видят роботы, причем время неполадок составляет несколько дней, то это негативно скажется и на других потенциальных посетителях вашего сайта, которые могли бы на него зайти из поисковых систем в последующие дни, когда сайт уже является доступным.

    С двумя моими сайтам как раз произошла именно такая история. Они более десяти лет размещались на сервере одного из хостинг-провайдеров. Перебои в работе сервера, конечно же, за это время возникали, но они решались достаточно оперативно, поэтому проблем с сайтами не возникало.

    Но как-то раз получилось так, что мои сайты НЕ РАБОТАЛИ ЦЕЛЫХ ТРИ ДНЯ!!! Я, естественно, писал и звонил хостинг-провайдеру для того, чтобы добиться от них устранения данной проблемы. Но в ответ получал отговорки или отписки о том, что работы ведутся и все-такое. А иногда просто получал письма о том, что моим вопросом займутся только завтра утром, т.к. у них нет круглосуточной технической поддержки (вот еще почему этот фактор является очень важным).

    Короче говоря, в результате таких сбоев посещаемость моих сайтов упала в разы, поскольку значительно сократился трафик из поисковых систем, т.к. поисковики их теперь считали "мертвыми". На восстановление ушло несколько месяцев. Получается, что результаты нескольких лет работы по продвижению сайтов, могут быть существенно подпорчены всего лишь тремя днями, когда сайты не был доступны поисковым системам.

    В качестве компенсации такого огромного вреда полученного по вине хостинг-провайдера, мне была предоставлена аж целая неделя бесплатного хостинга. Естественно, я сменил хостера.

    Кстати, узнавать о возникновении неполадок очень просто. Если на сайтах размещены счетчики (например, Яндекс-Метрика), то каждый раз при возникновении проблем с доступностью сайта вы будете получать соответствующее уведомление. После того как сайт будет снова доступен, вы также получите письмо.

    Если вам будут очень часто приходить такие "письма счастья", то лучше сменить хостинг-провайдера.

    Удобство регистрации сайтов и работы с ними

    Если у вас сейчас один сайт или вы только планируете сделать свой первый (и пока единственный) сайт, то данный пункт для вас не имеет особого значения.

    Когда необходимо регистрировать несколько сайтов, причем на разных владельцев (юридических и физических лиц), то желательно иметь возможность оплачивать это все с одного аккаунта, зарегистрированного на юридическое лицо. В таком случае затраты по сайтам (регистрация/продление и хостинг) можно будет официально проводить по бухучету, что будет снижать налоги.

    Несмотря на то, что сайты могут быть зарегистрированы на разных владельцев, управлять ими может один человек. При этом для размещения нового контента на эти сайты не нужно будет каждый раз открывать новое соединение с сервером, чтобы закачивать обновления. Достаточно настроить одно соединение, а чтобы попасть в другой сайт нужно будет просто переместиться в соответствующую папку на сервере. Это очень удобно.

    Технические особенности сервера хостинг-провайдера

    Честно говоря, я не сразу обратил внимание на этот параметр. Я не специалист в этих вопросах. Проще говоря, вообще ничего в этом не понимаю. Но, похоже, что есть какие-то особенности в настройках серверов провайдеров, а также операционных систем, которые они используют.

    Я просто приведу пару примеров, чтобы было понятно, о чем здесь может идти речь. Выше я уже упомянул о том, что мне пришлось сменить хостинг-провайдера, на серверах которого я размещал два своих сайта более десяти лет.

    Нужно отметить, что новый хостер по всем вышеприведенным параметрам превосходит прежнего хостинг-провайдера. Но по данному критерию он уступает.

    Первое техническое неудобство проявилось сразу же. Выяснилось, что у нового хостинг-провайдера сайты работают некорректно, если в названии какой-то странички есть заглавная буква, но в ссылке на нее все буквы маленькие или наоборот. Пришлось менять название таких страниц или название ссылок (в зависимости от того, что быстрее).

    Но это можно сказать является мелочью по сравнению с главной проблемой, которая возникает у некоторых моих сайтов (сейчас их пока шесть). Если не вдаваться в технические подробности html-кода, то существует такая функция, которая позволяет вставлять в один файл тексты из других. Зачем это может быть нужно.

    Во-первых, в такие подставные файлы можно спрятать html-код, который никак не связан с пользовательским контентом. Тогда при работе с данными файлами можно сконцентрироваться только на контенте. Кроме того, уменьшается вероятность случайного частичного стирания кода, отвечающего за вывод меню, дизайна, какого-то функционала и т.д.

    Во-вторых (это на самом деле гораздо важнее), в таком случае значительно удобнее проводить работу по изменению структуры сайта. Представьте, например, что у вашего сайта пять разделов, в каждом из которых для простоты находится по двадцать страниц. Итого у вас всего сто страниц на сайте.

    Допустим вам нужно создать новый раздел сайта. Это значит, что данный раздел нужно будет добавить на всех ста страницах. Если же есть возможность подставлять в файлы тексты из других файлов, то в таком случае можно значительно упросить работу по добавлению нового раздела на сайт.

    Можно сделать пять технических страниц, в которых будет содержаться html-код, выводящий меню пятью разными способами (в каждом случае будет каким-то образом выделяться соответствующий раздел в меню сайта). Теперь если нужно добавить новый раздел сайта, достаточно сделать небольшие изменения в этих пяти технических файлах и создать шестой. И все, не нужно делать изменения во всех ста страницах сайта.

    А если у сайта не сто, а тысяча страниц. Объем работ становится очень большим, на выполнение которого уходит не мало времени. Возможно, от этой проблемы можно уйти, если использовать для создания и развития сайта специальные программы (CMS – content management system), но я пока ими не пользуюсь.


    Итак, в этой статье рассмотрены основные критерии, которые, на мой взгляд, нужно использовать при выборе хостинг-провайдера и при последующей оценке его работы.

    


    Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу cpsites@mail.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете (или только Ф.И.О., если Вы сейчас пока нигде не работаете). Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу cpsites@mail.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.



    

  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru